ПЕРВЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОФАЙЛИНГА

Профайлинг на транспорте | Авиационный профайлинг

20.06.2016
Профайлинг на транспорте  |  Авиационный профайлинг

Одним из первых направлений профайлинга является именно профайлинг на транспорте, а если быть точнее – профайлинг в аэропорту. Тема именно в обеспечении авиационной безопасности связанная с профилированием пассажиров используется уже давно. Меняется только метоидка и современность подхода.

Основное направление профайлинга на транспорте заключается в своевременном профилировании и выявлении потенциальных преступников и террористических угроз со стороны пассажиров и посетителей аэропортов.

Профайлинг активно начал применяться с 1970-х годов в аэропортах Израиля авиакомпанией «Эль-Аль». Применялась методика во время предполетного досмотра и показала свою высокую эффективность. Конечно, на тот момент метод профайлинга сильно отличался от современного.  Техника позволяла использовать небольшой набор базовых психологических стереотипов поведения и походила на психологическое тестирование.

В последствии методы профайлинга начали набирать обороты и появляться и в других странах. В свою очередь огромный вклад внес ученый Пол Экман, который большую часть своей научной деятельности потратил на изучение эмоциональных экспрессий на лице человека и возможности быстрой и точной оценки микровыражений той или иной эмоций, а также сопутствующих действий человека. Именно благодаря полу Экману был заложен тот современный подход в профайлинге, который мы имеем сейчас. Но и этого оказалось недостаточно. Мало просто оценить микровыражение на лице человека, важно понимать, чем оно вызвано и к чему оно приведет в последствии – одним словом, важно спрогнозировать оперативно возможное поведение человека и его последствия.

Поэтому сегодня в общий курс по исследованиям и развитию профайлинга внесены научные методики и знания в области психологии и биологии. Биология же в частности дает четкое и количественное понимание стратегии поведения человека с точки зрения работы нашей центральной нервной системы и восприятия окружающей нас информации. И стоит добавить, что биологические аспекты поведения человека в профайлинг внесли уже именно российские специалисты в данной теме. Для каждого сотрудника профайлинговой службы необходимо владеть методикой, которая позволяет ему среди общего потока пассажиров выделить тех, кто по своему профилю соответствует профилю террориста или преступника. Подобные профили формируются заранее, и специалист знает, как именно может повести себя человек, который может нести потенциальную угрозу обществу. Безусловно может возникнуть ситуация, в которой человек вел себя в соответствии с опасным профилем личности, но угрозы на самом деле не несет – так вот основная задача профайлеров, все-таки, выявить возможную потенциальную угрозу и не допустить ее.

Уже сегодня появляются первые статьи, в которых пассажиры жалуются на строгий контроль со стороны службы профайлинга в аэропортах, но важно помнить – это делается не просто так, не потому что сотруднику захотелось, а с целью обеспечить безопасность вам прежде всего, как пассажиру.

Как работает методика профайлинга при большом потоке пассажиров

Главная задача, которая стоит перед специалистом профайлером в аэропортах и на транспорте это выявление основных индикаторов подозрительности со стороны посетителей аэропорта.

К индикаторам подозрительности могут относиться такие каналы считывания информации с человека, как:

Мимика лица – выражается в умении быстро считывать микровыражения с лица человека и выявлении статистики проявления выражений, соответствующих выражениям преступной личности, либо личности готовящей преступный замысел в отношении общества и других лиц;

Жесты – умение анализировать жестикуляцию человека в динамики и отслеживать наличие жестикуляции преступной личности, либо человека, находящегося в сильном эмоциональном возбуждении, что также может быть опасно или предвещать опасность;

Внешний вид – к данному индикатору мы можем отнести любые подозрительные акценты во внешности человека, его одежду и вещи, которые у него есть с собой, любые аксессуары, имеющиеся в наличии.  При этом важно не просто оценить, как выглядит человек, но и соотнести с его психологическим профилем.Речь идет о том, что подозрение может вызывать личность, которая по своему характерологическому профилю имеет одни акценты в приоритетах выбора одежды, сумок, оформления своего внешнего пространства, а по факту мы наблюдаем полную противоположность, что специалисты режет сразу же глаз. Это как найти игра найти то, что не соответствует данному контексту в комнате;

Психолингвистика и речь человека – то что мы говорим и как имеет огромное значение, особенно в совокупности с оценкой всех вышеперечисленных индикаторов. Ваша речь в момент сокрытия информации и при ответах на значимые для вас темы того, что вы утаиваете или хотите в обязательном порядке скрыть от представителей служб аэропорта можно вычислить на раз и отправить на дополнительную проверку такого пассажира.

Важно заметить, что все перечисленные индикаторы важны в совокупности и специалист умеет отслеживать сразу все поведенческие критерии.

Особенности поведения преступной личности были получены в результате исследований, проведенных на уже осужденных преступниках. Таким образом, удалось выявить основные ведущие психотипы личности, которой свойственно совершать преступления и оценить статистику присутствия таких людей тяжести самих преступлений.  Далее были выявлены основные критерии оценки критериев поведения представителей того или иного типа в обществе, благодаря которым и происходит оценка специалистами профайлерами.

Особое внимание уделяется предотвращению террористической деятельности на транспорте. В идеале важно предотвратить саму возможность осуществления террористических атак еще в процессе подготовки террора. Но если же так получилось, что террорист попал-таки в места большого скопления людей, то важно успеть выявить такого преступника вовремя и предпринять все меры для его обезоруживания и предотвращения трагедии.  Подготовкой к успешному предотвращению террористической атаки служит безусловное составление психологического профиля личности преступника.

Пока что профайлинг активно работает в полной мере именно в аэропортах, но безусловно, методику профайлинга необходимо вводить на всех видах транспорта в той мере, в какой это возможно с учетом развития данного направления.

Сегодня научно-исследовательский центр профайлинга «Профайл Групп» предлагает не просто обучение на курсе «Авиационный профайлинг», но еще и совместные исследования связанные с обеспечением безопасности и расширению программы курса в связи с особенностями социальной составляющей общественности и постоянно меняющейся мировой угрозы со стороны террористических группировок.

Особенности обучения на курсе по авиационному профайлингу

Группы слушателей не более 20 человек! Самый важный момент численность слушателей. Для детальной проработки навыка необходима группа, в которой слушатели смогут комфортно воспринять и лично отработать навыки профайлинга. Поэтому эффективность обучения может быть получена только в том случае, если группа состоит из максимума 20 слушателей, а лучше до 16 человек за одно обучение.

Сроки обучения составляют 8 полных дней и практические занятия, которые группа отрабатывает дистанционно и очно.

ВАЖНО: перед обучением группы сотрудников авиационной безопасности всегда проходит предварительное согласование программы для слушателей.

Основные модули программы и направления в курсе:

  • Основы биологии поведения человека;
  • Психология поведения человека и формирование личности;
  • Оперативная психодиагностика типа личности человека;
  • Криминальный профайлинг: характерология преступной личности;
  • Составление профиля личности преступника и человека, несущего опасность обществу;
  • Вербальная и невербальная оценка личности: жесты, мимика, микровыражения и базовые эмоции человека;
  • Основы ведения опросной беседы;
  • Структурированный анализ полученной информации и аналитика скрываемой информации;

*Представлена общая программа модулей без детального макета программы.

Для ознакомления с преподавательским составом или моделью обучения вы можете заказать проведение бесплатного трехчасового семинара для сотрудников авиационной безопасности.

 

Светлана Грунина (Милованова), основатель первого научно-исследовательского центра профайлинга

Получить частную консультацию по телефону
или договориться о встрече
Расскажем подробнее об услугах, стоимости и ответим на все ваши вопросы